Сделать правильный сайт

Всё чаще обращаются ко мне с просьбой провести аудит сайта на предмет целесообразности текущих, возможных и непредвиденных расходов в дальнейшем. 

В данной статье я опишу, на что следует обратить внимание, чтобы не стать «дойной коровой» для недобросовестных Исполнителей-разработчиков и не остаться, как говорится «без штанов». Чаще всего это касается тех, кто не имеет достаточного опыта в сфере IT.

В процессе проверки довольно часто выясняется, что сайт по договору Заказчику не принадлежит, не смотря на то, что разработка оплачена полностью - авторские права остаются за Исполнителем с полным запретом, что-либо менять в коде сайта в дальнейшем. Немалые ежемесячные платежи оказываются арендной платой разработанного сайта, под прикрытием фразы - «Поддержка сайта». На вопрос — Какая именно поддержка сайта осуществляется, четкого ответа либо сметы работ, как правило, получить у Исполнителя не удается.  Часто в процессе проверки выясняется что и домен Заказчику не принадлежит и оформлен на Исполнителя.

Для многих владельцев веб-проектов выбор хостинга становится не простой задачей. Есть  множество хостинг-провайдеров, позиционирующих себя как надёжных профессионалов и множество других но выбрать среди них подходящего под заданные задачи проекта не всегда просто.

Не все Заказчики понимают терминологию, используемую в договорах, порой просто стесняются уточнить не понятные им пункты, поэтому со временем я буду дополнять статью информацией, включая моменты на которые стоит обратить внимание и обсудить их с Исполнителем «На берегу».

На что стоит обратить внимание при заказе интернет-сайта?

1. РЕАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАТРАТ:

Сайт должен окупаться и приносить доход. Инвестируя средства в разработку сайта не забудьте спланировать бюджет на его продвижение и дальнейшую поддержку. (Если под поддержкой сайта понимать стабильное периодическое наполнение сайта, в том числе поиск и подготовку новой информации, проведение рекламных кампаний по продвижению сайта, то затраты на поддержку могут быть значительно выше, чем на разработку.)
Отказ от разработки технического задания, часто приводит к "Платить дважды за услугу".

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ:

3 основных вопроса помогут Вам сформировать видение конечного результата и получить в итоге, то что нужно:

1. Зачем Вам нужен сайт?  Для определения бизнес модели будущего сайта нужно четко представлять цель и основные задачи - это может быть получение прибыли за счет размещения рекламы на сайте, информирование об услугах, товарах или мероприятиях, интернет-продажи, регистрации, тренинги или что-то еще. 

2. Целевая аудитория Вашего сайта? Важно определить на начальном этапе, какие параметры  пользователей Вас интересуют, например: Возраст, пол, вид деятельности, социальное положение, цвет кожи, хобби, семейное положение и все, что поможет определить портрет Вашего потенциального клиента или партнера.

3. Что будет привлекать на Ваш сайт посетителей? Преимущественные отличия от сайтов-конкурентов то, чем Ваш сайт может привлечь посетителей и что сделает его более посещаемым и полезным. Это может быть более продуманный и удобный функционал, полезные сервисы, дизайн, авторская информация, подробное описание эксклюзивных услуг и другое. 

 

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАЛЬНЫХ СРОКАХ:

По статистике, около 75% всех IT-проектов либо выполняются дольше запланированных сроков, либо завершаются неудачно. Часто это приводит к дополнительным, а зачастую двойным расходам.

При планировании любого интернет-проекта нужно помнить, что 25% времени должна составлять страховка. Потому что она понадобится всегда!

Нужно учитывать такие моменты, как:

  • Отсутствие сотрудников.
  • Задержки в согласовании промежуточных макетов, этапов работ.
  • Отсутствие готового материала для наполнения контента.
  • Баги, которые неожиданно вылезают под конец разработки проекта.
  • Отсутствие четкого плана Тех-задания и т.д.

Пример (срок создания корпоративного сайта 10-15 страниц):

  1. Работа над проектом сайта и ТЗ: 12 дней.
  2. Подготовка контента: 14-29 дней.
  3. Разработка набросков: 11-18 дней.
  4. Разработка макетов всех страниц сайта: 9-15 дней.
  5. Верстка и программирование: 7 дней.
  6. Наполнение и тестирование сайта. Публикация: 4-5 дней.

Итого: Минимальный срок разработки — 57 дней, максимальный — 86 дней.

 

4. ОЖИДАЕМЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД САЙТА  И ЕГО НАПОЛНЕНИЕ: 

Сайт должен удобно читаться и хорошо выглядеть в любых условиях и с любых устройств (быть адаптивным)  без лишних дизайнерских решений.

Любой Ваш потенциальный клиент должен быстро ориентироваться на сайте, отправлять заявки, регистрироваться на события, находить актуальную информацию. 

Не маловажную роль играет подробно прописанная в техническом задании структура сайта - это ссылки, разделы, блоки, страницы, меню, модули с описанием связи между разделами сайта и сервисами. Например - раздел "Новости" может иметь краткую (анонс) и полную (статья) версию, и состоять из нескольких подразделов в виде: «Новости компании», «Новости отрасли», «Архив новостей». 

 

5. ПОДХОДЯЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САЙТОМ (CMS):

Одно из важных решений, которое Вам необходимо принять  - это выбор системы управления сайтом (CMS)

CMS – это"движок" сайта. Наличие CMS  влияет на стоимость разработки и владение интернет-проектом. Правильный выбор сэкономит Вам десятки, а то и сотни тысяч рублей. Однако сделать выбор среди сотен платформ нелегко. Выбрав ограниченную CMS, без возможности создавать новые разделы, Вы будете вынуждены платить Разработчику за добавление новых типов материалов на сайт.

Выбрав очень сложную CMS Вы столкнетесь с проблемами в изучении правил работы с этой программой. Выбрав лицензионную CMS Вы будете платить ежемесячно за ее использование. Отказавшись совсем от CMS и не владея при этом опытом веб-разработчика Вы будете платить за любое изменение на вашем сайте, будь то текст или внешний вид.

Веб-мастера предпочитают знакомые программы (что далеко не всегда означает самый полезный для бизнеса вариант) и здесь имеет смысл получить консультацию нескольких разработчиков либо определиться самому с выбором системы под проект.

 

По виду лицензии CMS делятся на коммерческие и свободно распространяемые. Коммерческие были созданы предпринимателями для извлечения прибыли от продажи и/или технической поддержки, а свободно распространяемые (СР, Open Source) — это результаты трудов энтузиастов-разработчиков, ставшие «общим» решением благодаря открытому коду и сообществу профессионалов, которые время от времени этот код совершенствуют. Преимущество коммерческих CMS в гарантиях — всегда есть разработчик, к которому можно обратиться или предъявить претензии. Свободно распространяемые системы отличаются тем, что их ядро бесплатно (но не стоит забывать про затраты на поддержку). При этом  Свободно распространяемые системы считаются наименее уязвимые в целях безопасности, ввиду их быстрого обновления и хорошо подходят для крупных, развивающихся и закрытых коммерческих проектов.

 

Наиболее популярные в России СР системы - Drupal, Joomla, MODx, WordPress.

Из коммерческих выделяются 1С-Битрикс, NetCat, UMI.CMS, Host.CMS, Amiro.CMS, ABO.CMS и S.Builder.

Самостоятельный способ сориентироваться в системе управления сайтом - это посмотреть, какие CMS используются на других сайтах для таких же проектов, как ваш.

 

6. ПОДДЕРЖКА САЙТА:

Если к Вашему сайту подключена CMS то постоянная поддержка сайта со стороны веб-разработчика не потребуется. Достаточно ознакомиться с инструкциями, либо получить разовую консультацию и Вы сможете самостоятельно добавлять материал на сайт, отслеживать посетителей и т.д. В зависимости от вида функционала Вашего сайта. Если же Вам потребуется внести изменение внешнего вида сайта и веб-элементов, добавить не стандартный материал, обновить ядро сайта Вы всегда сможете обратиться к разработчику за разовой услугой.

 

7. ДЕШЁВЫЙ САЙТ — ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ:

Стоимость сайта 5000 - 15000 рублей, что в итоге?

В готовый шаблон вписывается название сайта.

Перенести такой сайт на независимый хостинг, как правило не возможно по ряду причин. Например такие сайты часто собираются на бесплатном конструкторе определенного хостинга с ограниченным функционалом и устанавливаются на хостинг разработчика по цене дороже среднего.

Если Вы присмотритесь внимательнее к таким предложениям, то узнаете, что входит в эту цену. Точнее вы узнаете, что практически ничего в нее не входит.

Любые дополнения будут платными в итоге набежит цена за сайт выше, чем у ряда приличных студий. Да еще и результат будет хромать, потому что сайт создан не для Вас, не для Вашего бизнеса, и решения его конкретных проблем. Он просто создан как самостоятельная единица.

Принцип работы компаний, предлагающих сайты за 5 тысяч - это зацепить клиента низкой ценой и раскрутить его на бОльшие деньги.

 

8. ГРАМОТНАЯ ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТА:

Оптимизация сайта начинается с грамотной верстки страниц - это помогает быстро вывести сайт в топ.

Сделать полный SEO-анализ сайта, с проверкой всех страниц, можно здесь - https://pr-cy.ru/audit.

Распространенные ошибки тормозящие продвижение сайта или на что стоит обратить внимание добавить или внести изменения.

  • Техническая оптимизация веб-сайта: Отсутствие аудита сайта на предмет индексации в поисковых системах.
  • Зеркала сайта: Не правильное определение поисковым роботом главного зеркала сайта (склеены ли зеркала с www и без www у сайта, какое зеркало является основным).
  • robots.txt: Отсутствует, либо не настроен. robots.txt представляет собой файл в корневой директории сайта, содержащий инструкцию для поисковых роботов. 

В файле robots.txt можно ограничить индексацию страниц, которые не должны попасть в выдачу поисковых систем (например, дубли или страницы поиска по сайту), а также указать основное зеркало сайта, скорость сканирования страниц, путь к карте сайта в формате xml. 

  • Карта сайта (sitemap.xml): Как и в случае с robots.txt, файл sitemap.xml может либо отсутствовать, либо быть не корректным.
  • Дубли страниц: Не менее важной помехой для продвижения является наличие страниц с дублирующим контентом.
  • Подбор запросов: От того насколько правильно будет осуществлен подбор ключевых фраз во многом будет зависеть эффективность продвижения.
  • Семантическое ядро: В зависимости от составленного семантического ядра, происходят технические доработки контента и выбираются страницы, которые будут продвигаться.
  • Текстовая SEO-оптимизация сайта под поисковые запросы: Объем текста, плотность и равномерное распределение ключевых слов на странице. Читабельность и информативность текста. При этом не стоит забывать то, что Вы пишите не для поисковых роботов, а прежде всего для людей.
  • Скорость загрузки страницы: Медленная загрузка страницы негативно влияет на отношение как пользователя, так и поисковика к сайту. Пользователь может уйти, не дождавшись полной загрузки страницы, а поисковый робот может удалить или пессимизировать страницу.
  • Мета-теги на странице: Мета-тег title играет важную роль для поискового робота - он учитывает его при определении содержания страниц. Важно, чтобы все страницы имели разные (уникальные) названия в соответствии с их содержимым.
  • Мета-тег Description: Содержит краткое описание страницы (до 200 символов). 

Содержимое тега description может использоваться поисковиками, особенно это актуально в отношении Google.

Составлять описание лучше длиной 150-200 символов - это 1-2 предложения. Текст должен быть читабельный и дополнять собою title (заголовок страницы), кратко описывать содержимое страницы и быть уникальным по отношению к другим страницам сайта.

  • Оптимизация тегов: Тег ALT. Этот тег позволит провести оптимизацию картинок. В alt необходимо включать текст, описывающий изображение, в него можно включить ключевые слова – поисковые системы учитывают их при ранжировании сайтов. Кроме того, если у пользователя в браузере отключен показ картинок, то он сможет увидеть  к ним подпись. Теги H1- H6. Заголовки H1 является вторым по значимости тегом после мета-тега Title. Он должен включать ключевые слова, но ни в коем случае не представлять собой только их перечисление. В теги Н2 – Н6 могут быть заключены заголовки абзацев, содержащие ключевые слова. Но на данный момент при ранжировании страниц поисковики не придают большое значение содержанию этих тегов.
  • Внутренняя перелинковка страниц: Позволяет перераспределить вес на продвигаемые страницы. Кроме того, при продвижении по низкочастотным запросам, а иногда и среднечастотным, внутренняя перелинковка помогает вывести сайт в ТОП без покупки ссылок.

Создать правильный сайт не трудно. Требуется всего лишь понимание того, что хочется получить и опытный надежный Исполнитель, который реализует Ваши задачи на высоком уровне.